###Вольфсбург и его путь к признанию ###
Football.ua рассказывает о клубе, который превращается в "своих" ублюдков.Одним из главных предметов гордости многих немецких фанатов является год основания их клуба. Естественно, чем старше клуб – тем лучше, потому что это свидетельствует о наличии у него того, что в Германии называют трудноуловимым термином Tradition. Сложен он потому, что относится как к разного рода успехам (для одних – это титул, для других – просто участие в Бундеслиге или даже во второй лиге на каком-то этапе истории), так и событиям, которыми та или иная команда запомнилась так называемой футбольной общественности.
Но год основания – это настолько важный атрибут, что его то и дело включают в официальное название. Например, клуб, известный как Боруссия М или просто "Гладбах", официально зовется VfL Borussia 1900 MÖnchengladbach. Немало клубов уже многие годы называют сокращениями, которые указывают на год основания (Schalke 04, BVB 09, Hannover 96, 1860 MÜnchen)- другие с тем или иным успехом пытаются добиться этого номинального признания (Bayer 04, Mainz 05)- абсолютное большинство как минимум включили год основания в свой герб.
Но вот наводящий нынче шороху в Бундеслиге и Лиге Европы Вольфсбург называется просто VfL Wolfsburg (формально за всеми этими названиями всегда следует аббревиатура, которая указывает, что данный клуб зарегистрирован или же что его футбольное отделение является ООО), а его герб являет собой большую жирную W. И если в случае с Вердером это скорее дань истории (полное название бременского клуба все-таки включает цифру 1899), то в случае с Вольфсбургом за минимализмом кроется "страшная" правда.
VfL в названии означает просто "Клуб для физических упражнений". В список этих прекрасных времяпровождений входят бадминтон, баскетбол, боулинг, плавание, танцы, дайвинг и еще куча других видов спорта, включая китайское боевое искусство ушу. Дело в том, что Вольфсбург, как и почти каждый другой немецкий клуб изначально был основан как общественная, некоммерческая, мультиспортивная организация, и футбол был лишь одним из развлечений, которые здесь предлагались детям и взрослым.
Но в отличие от подавляющиего большинства других клубов, этот был основан уже по окончанию второй мировой войны, в сентябре 1945 года, и до появления во второй лиге рекламно-коммерческих проектов Ингольштадта и РБ Лейпциг, Вольфсбург был самым юным участником Бундеслиги (за вычетом клубов из ГДР, где правительство после войны жестко реорганизовало всю спортивную структуру).
Хоффенхайм в своем деревенском виде был создан еще в 1899-м, о чем нам навязчиво напоминает и герб клуба, и его официальное название. Кёльн, чьим формальным годом рождения является 1948-й, появился на свет в результате слияния двух клубов, 1901 и 1907 годов, что они также осмотрительно указывают в полном названии. Есть такая шутка, мол, когда три немца собираются вместе, первое, что они делают – это создают клуб. Напрашивается вопрос: почему же в Вольфсбурге до 1945 года не было клуба?
Дело в том, что до того времени даже города под таким названием в этом месте не существовало. Слово Wolfsburg само по себе означает "Волчий замок", и по большому счету все, что находилось в этом месте до 1930-х – это замок XIII века. Но в 1931 году автомобильный дизайнер Фердинанд Порше задумался над идеей создания неказистой, но добротной машины, которая будет доступна среднестатистическому немцу. Другими словами, Порше мечтал создать "народный автомобиль", или по-немецки, Volkswagen.
Два года спустя он встретился с новым канцлером Адольфом Гитлером, которого эта идея тоже очень увлекла. Прототипы авто, которые появились в 1936-м, были настолько хороши, что Гитлер согласился организовать массовое производство. В 1938-м он даже сам положил первый камень под стрительство гигантского автозавода недалеко от Волчьего замка и поселка Фаллерслебен – родины человека, авторству которого принадлежат слова немецкого гимна. Заводом этим был, конечно же, Volkswagen Werk, хотя фюрер предпочитал называть машину Kraft durch Freude (Сила из радости) или сокращенно KdF-машина.
Тысячи людей переехали в Фаллерслебен для строительства фабрик, а потом и самих автомобилей, поэтому вокруг завода был спроектирован целый новый город, который до 1945 года носил милое название, переводимое как "Город KdF-машин". Умные люди переименовали его сразу же после окончания войны. Новообразованный и одноименный спортивный клуб был достаточно успешен, и его член даже выиграл олимпийскую золотую медаль в Мюнхене в 1972-м. Однако тот человек был легкоатлетом, а футбольное подразделение Вольфсбурга, мягко говоря, звезд с неба не хватало.
С момента основания Бундеслиги в 1963-м и до 1975-го Волки играли во втором дивизионе. Потом они вылетели, сразу же вернулись и когда снова вылетели в 1977-м, казалось, что они утонули в трясине навсегда. Целых пятнадцать лет они провели на уровне аматорского футбола, хотя печалились по этому поводу немногие. К примеру, в сезоне 1985/86 17 домашних матчей клуба в общей сложности собрали всего 9000 зрителей (в среднем около пятисот тридцати человек на игру).
Многое изменилось в 1991-м, когда руководство Фольксваген решило, что нет места аматорству под носом у такого глобального игрока, каким является их предприятие. Концерн попросил одного из своих работников Петера Пандера заняться делами первой команды Вольфсбурга, и тот оперативно сделал то, что обычно хорошо умеют немецкие менеджеры – нашел Волкам новых спонсоров. В Фольксвагене же предпочли пока что оставаться в тени, ведь было бы негоже если бы имя такой большой успешной фирмы ассоциировалось с кучкой неизвестных футболистов-аматоров, не так ли?
Но в 1992-м Вольфсбург вышел во вторую Бундеслигу, а двумя годами позднее они дошли до финала Кубка Германии, обыграв по пути Кёльн и мощный в то время франкфуртский Айнтрахт. В этот момент автомобильный концерн начал оказывать клубу более существенную помощь, за что был вознагражден в 1997-м, когда Волки заработали право играть в Бундеслиге. В свой третий сезон в высшем дивизионе они финишировали шестыми, квалифицировались в Кубок УЕФА, и дошли до третьего раунда, в котором были биты мадридским Атлетико. И хотя на тот матч с Матрасниками на тогда еще 20-тысячном стадионе в Вольфсбурге собрались всего 11 тысяч зрителей, многое указывало на то, что здесь будут ставиться высокие цели.
Месяц назад в интервью немецкому изданию 11 Freunde Петер Пандер сказал, что уже тогда в концерне оценивали перспективы участия Волков в Лиге чемпионов, однако эти разговоры не подкреплялись достаточными финансовыми вливаниями до того момента, когда главой совета директоров концерна не стал Мартин Винтеркорн. Трансферная ведомость Вольфсбурга и правда значительно возросла после восхождения Винтеркорна в 2007-м, и салатницу они выиграли уже при нем, однако еще 11 июля 2003-го Волки позволили себе подписание молодого аргентинского полузащитника Андреса Д'Алессандро за 9 млн евро, а впервые вышли на первое место в турнирной таблице Бундеслиги 19 сентября 2004-го.
Но все же полупустые трибуны на матче еврокубка – это не случайность и не исключение из правила. Волки были малоинтересным и безликим членом лиги, в которой гордятся неординарными футболистами, преданными болельщиками и всякого рода легендами и байками. Нужно учесть и тот факт, что в Германии болельщики в принципе не уважают клубы с сильными корпоративными связями, как у Байера или Вольфсбурга.
Сам по себе город малопривлекателен. В Вольфсбурге один из самых высоких в стране средних уровней заработной платы, он достаточно аккуратный и чистый. Но кроме парочки приличных ресторанов и нескольких торговых центров в современном центре города, ему нечего предложить приезжему туристу. И даже запах мочи и дешевого лагерного пива, которым вас встречает местный вокзал не перебивает этого ощущения стерильности, искусствености. Город вырос и живет за счет одного предприятия.
Но при этом не скажешь, что Вольфсбург никогда не вызывал широкого интереса. К примеру, когда они подписали Штефана Эффенберга в 2002-м, его звездный статус и поведение стали предметом ряда заметок в немецкой прессе. К тому же Волки никогда не вызывали такой открытой ненависти, как шесть-семь лет назад Хоффенхайм и нынче РБ Лейпциг. При Феликсе Магате новостные ленты регулярно пестрели новыми подробностями методов его работы, чего стоил только его "Холм боли" и пробежки в горах с запретом пить воду.
И уж только ленивый не высмеивал Магата в сезоне 2011/12, когда Феликс за сезон успел использовать 36 различных игроков. Он покупал или арендовал игроков едва ли не наугад. В 2012 году SÜddeutsche Zeitung довольно едко писала на этот счет: "Примечательно не то, что игроков меняют с такой скоростью. В Вольфсбурге это происходит каждые полгода со времени победы в чемпионате. Примечательно то, что Магат пытается создать впечатление, что за этой каруселью скрывается какой-то старательно разработанный план".
Однако время, когда Волков высмеивали в центральной прессе за проделки одиозного тренера или похождения гламурного футболиста, теперь позади. Теперь они побеждают почти каждые выходные и даже в мидуик, и в первую очередь благодаря двум ключевым изменениям.
За несколько недель до Рождества 2012-го Вольфсбург находился в поисках нового тренера, и согласно немецкой прессе был едва ли не в шаге от подписания контракта с Берндом Шустером. Однако 22 декабря клуб оформил соглашение с Дитером Хекингом (в то время наставником Нюрнберга), главным тренерским достижением которого являлся выход в Бундеслигу с Алеманнией из Аахена в 2006-м. Как типичный вестфалец старого образца (Хекинг родился в маленьком городке в 45 км от Дортмунда), он не является персонажем ярким, искрометным, и выполняет свою работу в слегка строгой, деловой манере.
Ответственным за это назначение от имени руководства клуба был Клаус Аллофс. Он сам пришел в Вольфсбург всего за месяц до этого, завершив длительный и довольно успешный период работы с любимым многими бременским Вердером. Несмотря на похожие клубные эмблемы и относительное географическое соседство, эти оба клуба являются антиподами в том, что касается истории и традиций. Но Аллофс в какой-то мере сумел доказать, что новое и старое, традиции и нуворишество – это не обязательно взаимоисключающие вещи. Можно сказать, что он привил ветку одной зеленой W к другой.
Когда Аллофс прибыл в город Фольксвагена, в составе местной команды уже находился бывший краеугольный камень бременской обороны бразилец Налдо. Прошлым летом он пригласил в Вольфсбург Аарона Ханта, воспитанника бременского клуба, который провел в Вердере более дюжины лет. Разница для Аллофса состоит в том, что в Вольфсбурге у него есть деньги, которых он не мог потратить в Бремене. Например, 22 млн евро на бельгийского хавбека Челси Кевина де Брайне, который, опять же, провел сезон в Вердере.
Однако Аллофс не просто превращает Волков в денежную версию бременцев, подписывая бывших игроков Вердера или осуществляя трансферы, о которых те могут только мечтать, как, к примеру, подписание Андре Шюррле. Его главным ходом был самый непримечательный переход из всех – приход Дитера Хекинга на тренерский пост. Грубоватый шарм Хекинга и его манера держаться серьезно так напоминают долголетнего спутника Аллофса в Бремене, Томаса Шаафа.
Аллофс и Хекинг положили начало новому этапу развития проекта Вольфсбург. Команда в этом сезоне уже дошла до ¼- финала Лиги Европы, в следующем наверняка сыграет в Лиге чемпионов (если не возникнут проблемы с соблюдением финансового фейр-плэй), и за игрой Волков обычно приятно наблюдать. Они гипотетически могут побороться с Баварией за титул в следующем сезоне, а это склонит на их сторону часть нейтральных зрителей.
И если раньше это был исключительно клуб скупщиков, то наличие в нынешнем составе Волков таких парней, как Робин Кнохе и Максимилиан Арнольд, демонстрирует способность самостоятельно готовить кадры. Сочетание приземленности (Хекинг), профессионализма (Аллофс) и амбиций (Фольксваген) позволяет им постепенно превращаться в довольно респектабельный клуб.
Реакция клуба и команды на трагическую смерть Жуниора Маланда также вызывают уважение. Как и работа с болельщиками. К примеру, билеты на матчи Вольфсбурга, которые являются одними из самых дешевых в Бундеслиге, включена стоимость проезда к стадиону за три часа до матча и от него после матча в общественном транспорте. Обладатели сезонного абонемента на домашние матчи и вовсе имеют право бесплатного проезда в автобусе и поездах в пределах региона Брауншвейг, в котором находится Вольфсбург.
В целом, Вольфсбург пока по-прежнему остается скучноватым стерильным городом с парочкой хороших ресторанов и торговых центров. Телетрансляции матчей Волков смотрят в десятки раз меньше зрителей, чем большинства клубов Бундеслиги, но если концерн Фольксваген не отступится от клуба, в самом Вольфсбурге будут работать последовательные люди, а команда будет играть хорошо и эффективно, то у Волков есть шанс превратиться из своего рода бесславных ублюдков в, может, и не таких славных, но вполне "своих".